МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 
 
 Информационное общество  
 Информационное общество в РФ  
 Тест  
 Смотрите также...  
 
 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И МЕХАНИЗМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Сформулированные выше стратегические цели и трезвая оценка сложившихся предпосылок движения страны к информационному обществу позволяют выделить следующие приоритетные направления информационного развития, которые в ближайшей перспективе могут быть обеспечены ресурсами общества и государства.

Направление 1. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
Материальной основой и технологической базой информационного развития является информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКИ), что определяет высший приоритет данного направления. ИКИ представляет собой совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей (каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками), информационных ресурсов, хранящихся, обрабатываемых и передаваемых в электронной форме, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
Развитие ИКИ предусматривает:
- модернизацию и развитие существующей технологической базы национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей и систем;
- совершенствование и развитие системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к ним;
- наличие российского сегмента Интернета;
- деятельность центров обработки информации различного назначения. Эта модернизация должна проводиться при государственной поддержке фундаментальной и отраслевой науки и эффективной координации ее деятельности.
Для модернизации и развития ИКИ необходимы:
- создание привлекательных условий для отечественного бизнеса, в частности, введение специальных налоговых льгот, в том числе долговременных, для отечественных промышленных предприятий с различной формой собственности, активно участвующих в процессах модернизации и развития ИКИ;
- создание благоприятных условий для иностранных инвесторов, что предполагает правительственные гарантии на сохранение и вывоз части прибыли, отсутствие двойного налогообложения, рациональную политику регулирования таможенных пошлин на ввоз оборудования и комплектующих для зарубежных фирм;
- привлечение средств населения, прежде всего в области образовательных, медицинских, информационно-справочных, развлекательных и некоторых других социальных услуг. Для коллективных пунктов доступа в Интернет и некоторых категорий домашних пользователей (инвалиды, школьники и студенты и т. д.) должны быть предусмотрены льготы по приобретению и сервисному обслуживанию компьютерной и телекоммуникационной техники, а также снижение тарифов на подключение к открытым информационным сетям, кабельному телевидению, на услуги провайдеров Интернета.

Направление 2. Формирование условий, способствующих производству и использованию информации и знаний во всех сферах жизни общества. Развитие человеческого капитала.
Сегодня превалирует ориентация на использование, в том числе и в органах государственной власти, зарубежной техники и ИКТ. Очевидно, что на современном этапе нашего развитии это единственный путь внедрения ИКТ в жизнь страны. Однако этот путь в дальнейшем может привести нашу страну к полной зависимости от иностранных производителей, что негативно скажется на развитии страны и ее безопасности. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере ИКТ должна быть ориентация на развитие отечественного производства в информационной сфере.
Особой заботой государства должны быть:
- поддержка и развитие отечественной науки и образования;
- повышение уровня общего и профессионального образования;
- развитие системы переподготовки кадров;
- развертывание системы повышения информационной (компьютерной) грамотности населения.
Формирование информационного общества неизбежно влечет за собой и изменение рынка рабочей силы. По оценкам экспертов, в последнее десятилетие более 60 процентов вновь создаваемых рабочих мест связано с обработкой информации. Все большее число рабочих мест и профессиональных занятий связано сегодня с использованием компьютера. Рабочие места в информационном обществе требуют все более высокого уровня образования и наличия необходимых трудовых навыков. Информационное развитие России потребует реализации ряда мер по развитию человеческого капитала и увеличению инвестиций в его развитие.
При проведении модернизации образования важно реализовать особые требования, которые предъявляет к современной системе образования и переподготовки кадров информационное развитие страны. Прежде всего требуется:
- обеспечить необходимый уровень финансирования системы образования;
- установить прочную связь системы образования с рынком труда и обеспечить гибкость в реагировании системы образования на его запросы;
- создать условия для получения образования на протяжении всей жизни для большей части экономически активного населения, развивать систему переподготовки для кадров, высвобождающихся при структурных изменениях экономики;
- развернуть масштабную систему повышения информационной (компьютерной) грамотности населения, определить стандарты обучения и порядок сертификации, создать специальные курсы для людей с ограниченными возможностями;
- добиться изменения форм и методов образования на всех его уровнях на основе широкомасштабного использования ИКТ, для чего завершить базовую информатизацию образования, реализовать программу создания образовательного контента и обеспечить методическую подготовку преподавателей к использованию ИКТ в учебном процессе.
В рамках решения проблемы информационного неравенства необходимо обеспечить расширение спектра общедоступных информационных услуг и доступ граждан к социально значимой, культурной и развлекательной информации путем развития системы точек общественного доступа и создания общедоступных информационных ресурсов.

Направление 3. Развитие информационной среды как базы совершенствования сферы государственного управления
Широкомасштабное использование ИКТ и сетевой информационно-коммуникационной инфраструктуры в сфере управления позволяет существенно улучшить деятельность органов государственной власти и их диалога с гражданами, бизнесом и общественными структурами. Имеется неразрывная связь функциональной и структурной перестройки аппарата управления, заложенной в административной реформе, с развитием информационной среды.
Использование ИКТ и Интернета переводит на качественно новый уровень решение следующих трех взаимосвязанных задач:
- совершенствование деятельности аппарата управления за счет перехода на электронный документооборот, формирования, развития и интеграции в единую вертикальную сеть корпоративных сетей министерств и ведомств, а также системы распределенных регулярно обновляемых баз данных управленческой информации внутри каждого ведомства;
- интеграция государственных информационных ресурсов и создания условий для предоставления гражданам и организациям общедоступной правительственной, административной и правовой информации;
- организация интерактивного взаимодействия органов власти на всех уровнях системы государственного управления, а также с гражданами, бизнесом, со всеми остальными социальными субъектами.
Решение указанных задач должно привести к существенному продвижению по пути демократизации общественной и политической жизни в стране, на практике реализовать конституционные права граждан на получение, распространение и использование информации. В совокупности эти задачи составляют платформу так называемого "электронного правительства" (ЭП).
Целью создания ЭП является оптимизация процесса оказания органами власти услуг населению и бизнесу, а также расширение участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной.
Для сегодняшней России ЭП - это способ высокоэффективной поддержки единства страны и неразрывности государственного управления в федеративном государственном устройстве. Кроме того, ЭП - инструмент рационального распределения управленческих ресурсов, поддержки профессионального потенциала госслужащих и реализации открытости госаппарата.
Создание ЭП имеет стратегическую нацеленность на повышение стандартов качества жизни населения страны, ускорение ее экономического роста. Успех решения этой задачи напрямую связан с тем, насколько деятельность органов власти, центральной и местной, ясна, предсказуема и обоснована и насколько эти органы власти доступны для общества.
Информационное развитие сферы государственного управления предполагает дальнейшее планомерное (на период 10-12 лет) совершенствование инфраструктуры доступа к правительственной и административной информации, в том числе подключение к Интернету все большего количества органов власти и государственных организаций, прежде всего в отдаленных регионах, развертывание сети пунктов общественного доступа. В этой работе государство ориентируется на активное партнерское участие структур телекоммуникационного бизнеса.

Направление 4. Обеспечение информационной безопасности страны
Глобальная информатизация и развитие Интернета привели к тому, что информационно-коммуникационная инфраструктура страны и национальные информационные ресурсы оказались весьма уязвимыми объектами воздействия со стороны недружественных государств, террористических организаций, криминальных групп и отдельных злоумышленников. Угроза международного информационного терроризма и информационных войн стали важными геополитическими факторами. Предотвращение этой угрозы требует объединения усилий всех государственных институтов и активизации международного сотрудничества в этой области.
Выявление и анализ конкретных угроз информационной безопасности (ИБ) России как части глобального информационного сообщества, выработка и принятие мер, необходимых для адекватного ответа на них, должны рассматриваться как важнейшие приоритеты национальной безопасности.
Россия должна принимать активное участие в разработке и принятии международных договоренностей, направленных на:
- создание условий для равноправного и безопасного международного информационного обмена на основе общепризнанных норм и принципов международного права; устанавливающих, в том числе, ответственность за хакерство и другие компьютерные преступления, злоумышленное проникновение в национальные и корпоративные информационные сети, нарушение прав и законных интересов граждан в процессе информационного обмена;
- разработку коллективных мер предотвращения использования ИКТ и Интернета в террористических и других преступных целях и процедуры взаимного уведомления и предотвращения трансграничного несанкционированного информационного воздействия;
- развитие системы международного взаимодействия правоохранительных органов по предотвращению и пресечению правонарушений в мировом информационном пространстве.
В процессе реализации этого направления в стране должна быть создана единая многоуровневая общероссийская система обеспечения информационной безопасности, в которой действуют единые правовые нормы и механизмы защиты информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных прав граждан, осуществляется эффективная координация деятельности федеральных органов государственной власти и других организаций.

Направление 5. Международное сотрудничество в сфере ИКТ
Важнейшей целью международного сотрудничества в сфере ИКТ является создание информационного миропорядка, отвечающего национальным интересам России. В глобальном информационном обществе, где будет обеспечено широкое представительство по-разному политически ориентированных как развитых, так и развивающихся стран, интересы России - поставщика и потребителя ИКТ - должны быть учтены наиболее полно. Поэтому России необходимо активно включаться в разработку и практическое формирование концепции глобального информационного общества, ее принципов и структуры.
Международное сотрудничество должно обеспечить условия, при которых глобальная информатизация не наносила бы ущерб национальной безопасности, суверенитету, культуре и самобытности всех стран, в том числе и России, и была бы обращена на решение социально-экономических и гуманитарных проблем человечества, отдельных регионов и стран.
Важнейшей задачей международного сотрудничества в сфере ИКТ является формирование адекватного правового режима мирового информационного пространства.
В целом участие России в международном сотрудничестве должно быть направлено прежде всего на решение внутренних социально-экономических задач и на обеспечение условий ее равноправного участия в построении глобального информационного общества. Этому должно способствовать вступление России в ВТО на приемлемых условиях.

Направление 6. Совершенствование и развитие нормативно-правового регулирования процессов информационного развития
Нормативно-правовое регулирование есть главный рычаг воздействия на все направления информационного развития. Поэтому государство должно играть активную роль в нормативно-правовом регулировании отношений, связанных с формированием развитой информационной среды.
Должны быть закреплены правовые гарантии реализации конституционных прав граждан на получение информации и обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также решениях, затрагивающих их права, свободы и законные интересы.
Должны быть также выработаны и юридически закреплены механизмы эффективного партнерского сотрудничества государственных предприятий и организаций с коммерческими структурами, работающими на отечественном и мировом рынках ИК.
Должно быть обеспечено правовое регулирование в области формирования, хранения и использования национальных информационных ресурсов и усовершенствованы нормы, регулирующие ответственность за правонарушения в сфере производства, хранения, распространения и использования информации.
Дальнейшему совершенствованию подлежат институты защиты интеллектуальной собственности в области производства и потребления информации, прежде всего прав производителей, распространителей и пользователей ИКТ, информационных продуктов и услуг.
Должны быть решены вопросы правового регулирования использования сети Интернет.


© CK-ФИТ, 2007


Hosted by uCoz